Севастополеведение – идеологическая диверсия?

На вопрос, вынесенный в заголовок, сразу и однозначно отвечу, НЕТ. Однако политический скандал. Вернее скандал, которому придают политическую окраску, имеет место быть на страницах местных интернет –изданий. http://ruinformer.com/page/deputaty-zakso-do-sih-por-schitajut-sevastopol-chastju-ukrainy

Речь идет о серии учебных пособий, автором которых является депутат Законодательного Собрания города Севастополя Е. Алтабаева, по которым в Севастопольских школах преподается предмет «Севастополеведение»
О том, что рано или поздно скандал, связанный с этим школьным предметом будет, я догадывался в конце весны этого года. В то время родителей возмущал тот факт, что «Севастополеведение» изучается за счет уменьшения часов отведенных ни другие предметы, по которым выпускникам предстоит сдавать ЕГ, а как довесок родители приводили цитаты, свидетельствующие о чрезмерной «украинскости» учебника. Об этих жалобах я рассказал Екатерине Борисовне Алтабаевой – автору учебных пособий, она выразила желание встретиться с родителями.., разъяснить ситуацию, сделать упор именно на содержательную часть учебника.  Но видимо повседневная суета заела, лето сделало свое расслабляющее дело, да и родители больше ни письменно ни устно не обращались, по крайней мере ко мне. точно, и все потихоньку сошло на нет.
С началом нового учебного года, как и следовало ожидать, недовольство стало проявляться вновь.
Вот что пишут на интернет –ресурсе: «Сын вернулся из школы и принёс новый учебник по «Севастополеведению». В этот момент очень обрадовался за него и за то, что он будет изучать этот предмет. Но, открыв пособие, увидел странную вещь. Оказывается Севастополь — это Украина!»
у своей дочки тоже видела этот учебник с такой записью.странно, что скажет нам алтабаева (орфография автора сохранена)

В доказательство выкладывается фото странички учебника

севастополеведение

На самом деле эти учебные пособия издавались в последний раз в 2013 году. На обложке мелким шрифтом набрано: «Рекомендовано в качестве учебного пособия Управление образования и науки Севастопольской городской государственной администрации» Решение коллегии УОи Н от 31 января 2013 года, протоколы № 1-2.
Напомню, в то время Севастополь находился под юрисдикцией соседнего с нами государства. Отсюда и излишняя, бросающаяся в глаза «украинскость». Поэтому вопрос, задаваемый автором статьи «это запланированная борьба против политики российской власти Севастополя и нашей страны в целом. ..» мне представляется надуманным.
Но нельзя обойти вниманием вопрос о правомерности нахождения данного учебника в Севастопольских школах. При этом я ни в коей мере не касаюсь содержательной части книг, это вопрос специалистов историков –педагогов. Меня интересует только юридическая составляющая.

Законодательство РФ предъявляет к учебникам и учебным пособиям особые требования.
Раз уж написал об учебниках и учебных пособиях. То вероятно надо пояснить, чем одни отличаются от других. На этот счет есть письмо Минобразования РФ от 23.09.2002 N 27-55-570/12
О терминах «учебник» и «учебное пособие
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Минобразование России в связи с запросами по поводу определения терминов «учебник» и «учебное пособие», данных в ГОСТе 7.60-90 «Издания, основные виды. Термины и определения», разъясняет.
Учебник — это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.
Допускается создание учебника по отдельному курсу (части учебной дисциплины) при условии, что этот курс входит самостоятельной дидактической единицей в примерный учебный план и для него разрабатывается учебная программа. (Для направлений подготовки в области техники и технологии, сельского и рыбного хозяйства примерные программы по курсам дисциплин утверждены Минобразованием России.)
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы.
http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/vr-gosudarstvo/l0k.htm
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ….выбирают:
… учебные пособия, выпущенные организациями, но не любыми, а специально отобранными входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий. (ст.18 закона)
На законодательном уровне закреплен и порядок отбора таких организаций http://www.rg.ru/2009/05/13/uchebniki-izdanie-dok.html
Кроме того, Министерство образования Российской Федерации утверждает учебные издания в качестве учебников и учебных пособий. Официальное утверждение учебного издания Министерством реализуется через процедуру присвоения грифа.
Гриф Министерства свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов профессионального образования, обязательным минимумам общего образования, примерным программам и другим нормативным требованиям, утвержденным Министерством.
http://docs.cntd.ru/document/58862668
В нашем случае гриф должен выглядеть так:
«Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по геометрии для учащихся 7 9-х классов общеобразовательных учреждений».
Или так «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по геометрии для учащихся 7 9-х классов общеобразовательных учреждений».

Т.е на сегодняшний день учебные пособия, объединенные в предмет Севастополеведение» не могут использоваться для преподавания учебной дисциплины в школах города.
Вероятно данные пособия, при наличии, конечно, соответствующего финансирования, должны быть переработаны и пройти обязательную по законодательству РФ процедуру грифования, и изданы в соответствующих закону типографиях.
Суммируя сказанное. Еще раз хочу подчеркнуть, что ни о какой идеологической диверсии речь не идет. Очередной «ляп» департамента образования, надеюсь, будет исправлен новым, только что назначенным руководителем.

Севастополеведение – идеологическая диверсия?: Один комментарий

  1. Борис. Что написано пером — не вырубишь топором! Радует одно, что хоть несколько депутатов здраво рассуждают. Удачи Вам!

    Нравится

Оставьте комментарий